Венок представляет собой ритуальный предмет, в символике которого прослеживается отношение к магическому осмыслению круга. Венки, подобно гробу, считаются самым важным атрибутом, с применением которого проходит ритуальный обряд. Венок выполнял роль элемента символической «свадьбы», проведение которой устраивалось для покойного. Возложение венков производилось на голову умершего либо на крышку гроба (их также могли нести перед гробом, оставлять на могиле, привязывать к кресту и т.п.).
Подобно corona funebris, выступающей символом смерти и скорби, возложение которой осуществляется на могилу и памятник, так и венок невесты, с одной стороны, символизирует собой девственность, а с другой - умирание в старой жизни и рождение в новой. возложение венков считается одним из древних обрядов, который не исчез и в наши дни.
Православный ритуал обряда прощания с усопшим, предусматривающий использование цветов и венков, был призван стать олицетворением надежды на воскресение и вечную жизнь, а помимо этого почтить христианские качества покойного. Погребальный ритуал проводился с использованием венков, составлявшихся из растений, исходя из их символического значения:
• Красные розы выступали олицетворением мученичества;
• Фиалки, лилии и белые розы - нравственной красоты;
• Барвинок, плющ, мирт, сосна и ель - вечную жизнь и постоянную любовь к умершим;
• Кипарис считался символом знака праведника, сумевшего удостовериться в благодати Божией;
• Верба символизировала воскресение и новую жизнь.
Некоторое время спустя символическое значений растений на венках стерлось из памяти людей, ритуалы прощания наполнились светской суетой, которая мало соответствовала идеалам православия. Именно поэтому Святейший Синод в 1889 году объявил о запрете носить при погребальных процессиях живые венки, имевшие надписи и прочие знаки и эмблемы, которые не имели отношения к церкви либо государству. В тот же период было объявлено и о запрете звучания светской музыки в ходе погребения.
Известен истории факт пышных похорон, в ходе которых предавались земле павшие герои нашего Отечества во время войны с французами 1812 года, проходивших с использованием цветов, гирлянд, а также всеми воинскими почестями. Гирлянды (по-итальянски означает «венки») это листва, цветы либо плоды, которые перевивались лентами и были сплетены в полосы.
Первоначально венки выполняли роль украшений зданий во время тожеств, именно они служили наиболее популярным декоративным мотивом, нашедшим отражение в античной живописи и скульптуре. И по сей день их используют для отделки надгробных помещений. В 19 столетии при проведении в России обычных похорон, не имевших отношения к воинской славе либо гражданским почестям, гораздо большую роль в оформлении венков играл вечнозеленый можжевельник, отличавшийся душистым смолистым запахом, которым устилалась дорога перед гробом при выносе умершего. С течением времени вместо можжевеловых стали использовать еловые лапы, и именно в такой форме данный обычай дошел до наших дней, где его часто можно увидеть в провинциальной России.
В прошлом столетии во время похорон именитых и состоятельных персон покойных хоронили в серебряном гробу, который украшали крест белого глазета и венок «лавровый» зеленого цвета, который был обернут белой лентой.
К концу 19 столетия роль венка еще больше возросла. Немалую роль в этом сыграло развитие целлюлозно-бумажной промышленности, а также совершенствование технологии красителей, позволивших приступить к изготовлению материала для искусственных цветов в значительных объемах, отличающегося фактурой и колористикой. Постепенно к венкам добавился такой атрибут ритуального обряда, как траурные ленты для венков.
Подобно corona funebris, выступающей символом смерти и скорби, возложение которой осуществляется на могилу и памятник, так и венок невесты, с одной стороны, символизирует собой девственность, а с другой - умирание в старой жизни и рождение в новой. возложение венков считается одним из древних обрядов, который не исчез и в наши дни.
Православный ритуал обряда прощания с усопшим, предусматривающий использование цветов и венков, был призван стать олицетворением надежды на воскресение и вечную жизнь, а помимо этого почтить христианские качества покойного. Погребальный ритуал проводился с использованием венков, составлявшихся из растений, исходя из их символического значения:
• Красные розы выступали олицетворением мученичества;
• Фиалки, лилии и белые розы - нравственной красоты;
• Барвинок, плющ, мирт, сосна и ель - вечную жизнь и постоянную любовь к умершим;
• Кипарис считался символом знака праведника, сумевшего удостовериться в благодати Божией;
• Верба символизировала воскресение и новую жизнь.
Некоторое время спустя символическое значений растений на венках стерлось из памяти людей, ритуалы прощания наполнились светской суетой, которая мало соответствовала идеалам православия. Именно поэтому Святейший Синод в 1889 году объявил о запрете носить при погребальных процессиях живые венки, имевшие надписи и прочие знаки и эмблемы, которые не имели отношения к церкви либо государству. В тот же период было объявлено и о запрете звучания светской музыки в ходе погребения.
Известен истории факт пышных похорон, в ходе которых предавались земле павшие герои нашего Отечества во время войны с французами 1812 года, проходивших с использованием цветов, гирлянд, а также всеми воинскими почестями. Гирлянды (по-итальянски означает «венки») это листва, цветы либо плоды, которые перевивались лентами и были сплетены в полосы.
Первоначально венки выполняли роль украшений зданий во время тожеств, именно они служили наиболее популярным декоративным мотивом, нашедшим отражение в античной живописи и скульптуре. И по сей день их используют для отделки надгробных помещений. В 19 столетии при проведении в России обычных похорон, не имевших отношения к воинской славе либо гражданским почестям, гораздо большую роль в оформлении венков играл вечнозеленый можжевельник, отличавшийся душистым смолистым запахом, которым устилалась дорога перед гробом при выносе умершего. С течением времени вместо можжевеловых стали использовать еловые лапы, и именно в такой форме данный обычай дошел до наших дней, где его часто можно увидеть в провинциальной России.
В прошлом столетии во время похорон именитых и состоятельных персон покойных хоронили в серебряном гробу, который украшали крест белого глазета и венок «лавровый» зеленого цвета, который был обернут белой лентой.
К концу 19 столетия роль венка еще больше возросла. Немалую роль в этом сыграло развитие целлюлозно-бумажной промышленности, а также совершенствование технологии красителей, позволивших приступить к изготовлению материала для искусственных цветов в значительных объемах, отличающегося фактурой и колористикой. Постепенно к венкам добавился такой атрибут ритуального обряда, как траурные ленты для венков.