Термопары принято замещать апериодическими звеньями, хотя в действительности наличие защитного кожуха делает тепловые переходные процессы в таких конструкциях более сложными. Постоянная времени имеет то же значение, что и для термобиметалла. Величина передаточного коэффициента (чувствительность) в значительном диапазоне температур почти постоянна и для металлов имеет порядок стотысячных долей вольта на градус. Коэффициент полезного действия металлических термопар весьма незначителен и имеет порядок десятых и сотых долей процента. Это обусловливает и малую их выходную мощность, поэтому для ее повышения приходится увеличивать размеры, что сопровождается возрастанием постоянной времени термопары. В этом отношении большие возможности обещает применение полупроводниковых термопар, которые дают термоэлектродвижущие силы в десятки раз большие, чем металлические. Следует ожидать, что отмеченное обстоятельство позволит создать менее инерционные полупроводниковые термопары, несмотря на худшую теплопроводность полупроводников.


Теплоэлектрические преобразователи обычно выполняют роль линейных воспринимающих элементов - датчиков, преобразующих изменение фактического значения регулируемой температуры в изменение электрического напряжения (или тока). К числу генераторных управляющих устройств этого типа относятся термопары, широко применяемые в системах автоматического регулирования температуры авиадвигателей и изготовляемые на различные пределы измерений - почти до двух тысяч градусов. Недостатком термопар, помимо свойственной всем термоэлектрическим преобразователям значительной тепловой инерционности, является зависимость термоэлектродвижущей силы от окружающей температуры. Величина выходного напряжения термопары определяется, как известно, разностью температур горячего (рабочего) и холодного спая.


Горячий спай помещается в среде, температура которой регулируется. Холодный спай должен располагаться в среде, температура которой приблизительно постоянна, или же должны применяться дополнительные компенсационные устройства.


Для систем автоматического регулирования авиадвигателей обычно используются не одиночные термопары, а блоки из нескольких последовательно соединенных термопар. Такое включение позволяет усреднить температуру, обычно неравномерно распределенную по контролируемой полости авиадвигателя, и одновременно повысить величину напряжения и выходную мощность термодатчика.


Источник: http://npmavia.ru/